Итальянские партнеры. Проект "ФИАТ-ВАЗ"
Среди
тысяч граждан Италии, принимавших участие в подготовке и реализации проекта
"ФИАТ-ВАЗ", можно выделить несколько имен, отражающих лишь начальную
стадию многолетней созидательной эпопеи.
Витторио Валлетта
Подлинным "крестным отцом"
ВАЗа может быть назван Витторио Валлетта, человек не просто умнейший, но
мудрый и добрый, пропустивший через собственное сердце этот огромный,
и, к сожалению, последний в его жизни, - глобальный технический проект
и так много сделавший, чтобы он был выполнен в срок, полностью и успешно.
На
начало переговоров с "ФИАТом" профессор Валлетта был президентом компании.
Ему исполнилось 84 года. Но он поражал всех своей активностью и энергией.
Он совсем не походил на старика. Весьма характерно, что он всегда позволял
себе говорить то, что думал. А это не каждый бизнесмен может себе позволить.
Во время войны Валлетта отказался сотрудничать с немцами, поддерживал партизан,
ему пришлось прятаться от гестапо.
Один из служащих "ФИАТа" рассказал, что будучи профессором
университета в Турине, Валлетта как-то выступил со статьей, где критиковал
якобы неумелое руководство владельца "ФИАТа" Аньелли автомобильным заводом.
По своему тону статья была очень резкой. Когда она появилась в печати,
к Валлетте прибежали сочувствовавшие. "Что вы наделали! – говорили
они. – Собирайте чемоданы и уезжайте, вас все равно выставят из Турина".
Его действительно вызвал отец теперешнего владельца "ФИАТа". Но разговор
приобрел совсем другое направление. Как рассказывают, Аньелли заявил:
"Если ты такой умный, садись в кресло президента и покажи на что
способен". – "И сяду!" - сказал Валлетта. И он 30 лет занимал
это кресло. Под его руководством концерн окреп, завоевал признание во
всем мире.
Пьеро Саворетти
Почетный президент компании "Новасидер", специально
созданной им для организации экономического сотрудничества фирм Италии
с Советским Союзом.
П.Саворетти родился 19 апреля 1921 г. в г.Турине в семье крупного предпринимателя.
После окончания лицея поступил в политехнический институт, однако в 1939
г. в связи с началом войны был призван в армию, принимал участие в боевых
действиях в Югославии и на острове Сардиния, в Италии.
В 1943 - 4945 гг. активно поддерживал антифашистский Комитет национального
освобождения, был избран одним из руководителей его пьемонтского отделения
в Турине.
В 1945 г. оказал помощь президенту "ФИАТа" Витторио Валлетте,
обратившемуся от имени собственников предприятия за помощью для денационализации
заводов.
Эта встреча молодого П.Саворетти и прозорливого профессора В.Валлетты
положила начало их многолетнему и чрезвычайно эффективному сотрудничеству.
П.Саворетти занимался в фирме "Чизиталия" переделкой серийных
автомобилей ФИАТ в спортивные для автогонок; организовал серию уникальных
соревнований в Италии и за ее пределами, прославивших продукцию итальянской
промышленности.
Создав фирму "Сидер", П.Саворетти организовал продажу продукции
предприятий Италии в других европейских странах и встречные поставки промышленного
оборудования в Италию.
Для работы непосредственно с государственными структурами
СССР была создана компания "Новасидер". При поддержке президента "ФИАТа"
Витторио Валлетты фирмой "Новасидер" была проведена огромная работа по подготовке
"контракта 20-го века" на участие ФИАТа в строительстве автозавода в г.Тольятти.
Прототипом предприятия стал новейший туринский завод "Марафьори", а прототипом
"Жигулей" - лучший автомобиль 1966 г. в Европе - ФИАТ-124.
После смерти В.Валлетты в 1966 г. был успешно реализован второй грандиозный проект
"ФИАТ-ВАЗ" под руководством нового президента "ФИТАа" Джованни Аньелли. Этот проект
стал реальным примером эффективного взаимодействия граждан стран с различными социально-политическими
системами, предметом искренней гордости всех участников работы.
Фирма "Новасидер" и лично П.Саворетти отмечены "Золотым Меркурием", наградой
за выдающиеся достижения в международном сотрудничестве.
В 1999 г. президент Италии удостоил П.Саворетти высшего звания "Великий служащий
Итальянской Республики".
В 2001 г. председатель Cовета директоров АВТОВАЗа В.В.Каданников
вручил П.Саворетти Почетный Диплом за его большой личный вклад в создание Волжского автозавода.
Джованни Аньелли-второй
Годы жизни: 1921 – 2003гг.
Джовани Аньелли-второй был пожизненно избран почетным президентом компании "ФИАТ"
и сенатором Итальянской Республики.
Как
пишут итальянские историки, вся жизнь страны могла пойти по-другому, если
бы в конце XIX века глава семьи Джованни Аньелли-первый с несколькими компаньонами
не основал бы в Турине автомобилестроительную компанию "ФИАТ". В 1920 г.
он был избран ее президентом. Благодаря ему компания "ФИАТ" вскоре
стала одной из крупнейших в Италии. Скончался Джованни Аньелли-первый 16 декабря
1945 г., передав фирму в руки внука Джованни Аньелли.
Джованни Аньелли-второй принял на себя правление семейной компанией
в 23 года. Однако он всегда мог смотреть далеко вперед и видеть перспективы
сотрудничества с другими автомобильными компаниями. Так, Аньелли-младший
был одним из "отцов" Волжского автогиганта. Его дальновидность
и решительность помогли "ФИАТу" выстоять в годы кризиса и утвердиться на
рынках других континентов с помощью альянса с американскими и японскими
компаниями. В. 1999 г. "ФИАТ" отметил свое столетие.
Джованни всегда оставлял за собой последнее слово в принятии
важнейших решений.
Имя Джованни Аньелли-второго навсегда останется в истории Италии, жители которой
называли своего некоронованного короля просто и понятно - "Адвокат".
Назад
|