Итальянские партнеры. Проект "ФИАТ-ВАЗ"

Среди тысяч граждан Италии, принимавших участие в подготовке и реализации проекта "ФИАТ-ВАЗ", можно выделить несколько имен, отражающих лишь начальную стадию многолетней созидательной эпопеи.

Витторио Валлетта

Подлинным "крестным отцом" ВАЗа может быть назван Витторио Валлетта, человек не просто умнейший, но мудрый и добрый, пропустивший через собственное сердце этот огромный, и, к сожалению, последний в его жизни, - глобальный технический проект и так много сделавший, чтобы он был выполнен в срок, полностью и успешно.

На начало переговоров с "ФИАТом" профессор Валлетта был президентом компании. Ему исполнилось 84 года. Но он поражал всех своей активностью и энергией. Он совсем не походил на старика. Весьма характерно, что он всегда позволял себе говорить то, что думал. А это не каждый бизнесмен может себе позволить. Во время войны Валлетта отказался сотрудничать с немцами, поддерживал партизан, ему пришлось прятаться от гестапо.
Один из служащих "ФИАТа" рассказал, что будучи профессором университета в Турине, Валлетта как-то выступил со статьей, где критиковал якобы неумелое руководство владельца "ФИАТа" Аньелли автомобильным заводом. По своему тону статья была очень резкой. Когда она появилась в печати, к Валлетте прибежали сочувствовавшие. "Что вы наделали! – говорили они. – Собирайте чемоданы и уезжайте, вас все равно выставят из Турина". Его действительно вызвал отец теперешнего владельца "ФИАТа". Но разговор приобрел совсем другое направление. Как рассказывают, Аньелли заявил: "Если ты такой умный, садись в кресло президента и покажи на что способен". – "И сяду!" - сказал Валлетта. И он 30 лет занимал это кресло. Под его руководством концерн окреп, завоевал признание во всем мире.

Пьеро Саворетти

Почетный президент компании "Новасидер", специально созданной им для организации экономического сотрудничества фирм Италии с Советским Союзом.

П.Саворетти родился 19 апреля 1921 г. в г.Турине в семье крупного предпринимателя.
После окончания лицея поступил в политехнический институт, однако в 1939 г. в связи с началом войны был призван в армию, принимал участие в боевых действиях в Югославии и на острове Сардиния, в Италии.
В 1943 - 4945 гг. активно поддерживал антифашистский Комитет национального освобождения, был избран одним из руководителей его пьемонтского отделения в Турине.
В 1945 г. оказал помощь президенту "ФИАТа" Витторио Валлетте, обратившемуся от имени собственников предприятия за помощью для денационализации заводов.
Эта встреча молодого П.Саворетти и прозорливого профессора В.Валлетты положила начало их многолетнему и чрезвычайно эффективному сотрудничеству.
П.Саворетти занимался в фирме "Чизиталия" переделкой серийных автомобилей ФИАТ в спортивные для автогонок; организовал серию уникальных соревнований в Италии и за ее пределами, прославивших продукцию итальянской промышленности.
Создав фирму "Сидер", П.Саворетти организовал продажу продукции предприятий Италии в других европейских странах и встречные поставки промышленного оборудования в Италию.
Для работы непосредственно с государственными структурами СССР была создана компания "Новасидер". При поддержке президента "ФИАТа" Витторио Валлетты фирмой "Новасидер" была проведена огромная работа по подготовке "контракта 20-го века" на участие ФИАТа в строительстве автозавода в г.Тольятти.
Прототипом предприятия стал новейший туринский завод "Марафьори", а прототипом "Жигулей" - лучший автомобиль 1966 г. в Европе - ФИАТ-124.
После смерти В.Валлетты в 1966 г. был успешно реализован второй грандиозный проект "ФИАТ-ВАЗ" под руководством нового президента "ФИТАа" Джованни Аньелли. Этот проект стал реальным примером эффективного взаимодействия граждан стран с различными социально-политическими системами, предметом искренней гордости всех участников работы.
Фирма "Новасидер" и лично П.Саворетти отмечены "Золотым Меркурием", наградой за выдающиеся достижения в международном сотрудничестве.
В 1999 г. президент Италии удостоил П.Саворетти высшего звания "Великий служащий Итальянской Республики".

В 2001 г. председатель Cовета директоров АВТОВАЗа В.В.Каданников вручил П.Саворетти Почетный Диплом за его большой личный вклад в создание Волжского автозавода.

Джованни Аньелли-второй

Годы жизни: 1921 – 2003гг.
Джовани Аньелли-второй был пожизненно избран почетным президентом компании "ФИАТ" и сенатором Итальянской Республики.

Как пишут итальянские историки, вся жизнь страны могла пойти по-другому, если бы в конце XIX века глава семьи Джованни Аньелли-первый с несколькими компаньонами не основал бы в Турине автомобилестроительную компанию "ФИАТ". В 1920 г. он был избран ее президентом. Благодаря ему компания "ФИАТ" вскоре стала одной из крупнейших в Италии. Скончался Джованни Аньелли-первый 16 декабря 1945 г., передав фирму в руки внука Джованни Аньелли.

Джованни Аньелли-второй принял на себя правление семейной компанией в 23 года. Однако он всегда мог смотреть далеко вперед и видеть перспективы сотрудничества с другими автомобильными компаниями. Так, Аньелли-младший был одним из "отцов" Волжского автогиганта. Его дальновидность и решительность помогли "ФИАТу" выстоять в годы кризиса и утвердиться на рынках других континентов с помощью альянса с американскими и японскими компаниями. В. 1999 г. "ФИАТ" отметил свое столетие.
Джованни всегда оставлял за собой последнее слово в принятии важнейших решений.
Имя Джованни Аньелли-второго навсегда останется в истории Италии, жители которой называли своего некоронованного короля просто и понятно - "Адвокат".

Назад