Виктор Николаевич Поляков,Поляков

первый генеральный директор Волжского автомобильного завода с 1966 по 1975 гг.

В.Н.Поляков родился 3 марта 1915 г. в г.Томске. Умер 1 июня 2004 года.
Трудовая жизнь его началась в 15-летнем возрасте. С 1930 г. по 1937 г. он работал учеником слесаря, слесарем, техником, мастером, зам. начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. В 1938 г. (без отрыва от производства) окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.
С июля 1941 г. по май 1945 г. находился в действующей армии. Его воинское звание - инженер-майор. Служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941-го был ранен, и месяц лечился в госпитале в Омске. Фронтовые заслуги В.Н.Полякова отмечены орденами Красной Звезды (1945 г.), Отечественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги" (1943 г.), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945г.), "За оборону Советского Заполярья" (1947 г.).
C 1946 г. В.Н.Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей. Исключительная работоспособность, деловитость, инженерный талант способствовали выдвижению В.Н.Полякова в число крупных организаторов производства. В эти годы он назначался директором завода, первым заместителем председателя, а затем председателем Мосгорсовнархоза. В 1965 г. он стал заместителем министра автомобильной промышленности СССР. В 1966 г. В.Н.Поляков назначен генеральным директором строящегося Волжского автомобильного завода, при этом он одновременно являлся заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
В.Н.Поляков непосредственно участвовал в разработке проекта ВАЗа, творчески используя при этом последние достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Волжский автомобильный завод под руководством В.Н.Полякова был построен в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 года): строительство завода началось в январе 1967 г., а уже в апреле 1970 г. на главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ-2101. Первый генеральный директор ВАЗа активно содействовал применению передовых методов создания промышленного комплекса, в том числе метода параллельного проектирования, строительства, монтажа оборудования и освоения производства, что позволило сдать Волжский автозавод в промышленную эксплуатацию уже в декабре 1973 г. К этому времени с конвейера сошел миллионный автомобиль марки ВАЗ. Реализацией автомобилей завод окупил все расходы государства на строительство заводского промышленного узла. В том, что было обеспечено ускоренное освоение заводских мощностей, повышение качества автомобилей ВАЗ до уровня мировых стандартов, немалая заслуга В.Н.Полякова.
В.Н.Поляков впервые добился, чтобы на новостройке, каким был в те годы Автозаводский район г. Тольятти, сразу началось капитальное строительство, причем не только жилья, но и детских садов, школ, торговых центров, домов культуры, спортивных комплексов. Он "пробил" изменение нормативов по ширине городских магистралей на правительственном уровне. Первый генеральный директор ВАЗа смог предвидеть будущее Автограда, рассчитанного тогда всего лишь на 200 тысяч жителей.
В начале 70-х годов на ВАЗе под руководством В.Н.Полякова началась интенсивная разработка конструкции полноприводного автомобиля "Нива", впоследствии завоевавшего популярность во всех странах мира.
В 1971 г. за большой вклад в развитие машиностроения В.Н.Полякову было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда. Он кавалер четырех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской революции, ордена Дружбы народов, ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
В 1975 г. В.Н.Поляков назначается министром автомобильной промышленности страны и передает пост генерального директора своему преемнику А.А.Житкову.
С 1975 по 1986 гг. В.Н.Поляков - министр автомобильной промышленности СССР.
С 1986 по 1992 гг. - эксперт центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института.
С 1994 по 1999 гг. - начальник консультационно-экспертного отдела представительства ОАО "АВТОВАЗ" в Москве.
С 1999 г. В.Н.Поляков трудится в аналитическом центре ОАО "АВТОВАЗ", оказывая неоценимую помощь руководителям и специалистам предприятия в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, в разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей.

Имя Виктора Николаевича Полякова занесено в заводскую Книгу Почета. Ему присвоено звание "Почетный гражданин города Тольятти". Весной 2003 года, накануне 88-летия В.Н.Полякова, в типографии ОАО "АВТОВАЗ" издана книга "В.Н.Поляков глазами современников".

В ночь с 31 мая 2004 г. на девяностом году жизни после тяжелой продолжительной болезни Виктор Николаевич Поляков скончался. Гражданская панихида и кремация тела состоялись в Москве. По завещанию первого генерального директора Волжского автозавода захоронение его праха состоялось 10 июня на городском кладбище в Тольятти.

На исходную